Дуальная модель подготовки кадров - залог сохранения села

ОПЫТ регионов по организации деятельности ученических производственных бригад

Организация деятельности УПБ в Ставропольском крае

В Ставропольском крае налажена тесная связь в области трудового образования школьников между Министерством образования, Министерством сельского хозяйства, сельскохозяйственным университетом и краевым центром экологии и туризма. Координатором трудового образования и организатором мероприятий является краевой центр экологии и туризма.

В течение 10 лет (по 2015 год включительно) трудовые объединения поддерживались и финансировались в рамках региональной программы развития УПБ. В данный момент разрабатывается межведомственный план развития УПБ.

В крае сформировались четыре модели структурных формирований:

первая – бригада имеет в бессрочном (постоянном) пользовании землю, собственную технику,

вторая – УПБ – в составе колхоза (одна бригада в Ставропольском крае),

третья – межшкольная УПБ (создается в районе на базе одного учреждения, а обучающиеся со всего района входят в ее состав),

четвертая – (получила распространение в последнее время) УПБ не имеет ни земли, ни техники, работает по договору совместной деятельности между школой и базовым хозяйством.

В крае ежегодно проводится слет ученических производственных бригад в 2 этапа: муниципальных и краевой. Победители слета (1-2 место) получают льготы при поступлении в сельскохозяйственный университета – к результатам ЕГЭ добавляется определенное количество баллов. Также проводится конкурс по результатам деятельности УПБ в 2 этапа: первый этап заочный (бригады предоставляют материалы о работе за год), второй – очный (защита деятельности УПБ проводится директором школы, руководителем бригады, членами бригады в произвольной форме). Победители конкурса получают призы от Министерства сельского хозяйства – трактор, комбайн, сеялку и др. технику. Специалисты министерства сельского хозяйства принимают активное участие в массовых мероприятиях в качестве членов жюри, спонсоров и др.

Организацию деятельности УПБ можно рассмотреть на примере СОШ № 15 села Казинка Шпаковского района. Земля по договору находится в аренде, в данное время ведется работа над договором на бессрочное пользование землей. Имеется вся необходимая техника, полученная по грантовой системе за победу в краевых конкурсах по результатам деятельности УПБ. Профили в школе – агротехнологический, социально-экономический. Ведется начальная профессиональная подготовка с перевесом в сторону сельхозпроизводства. Ученическая производственная бригада при этом полностью вплетена в учебный процесс, на ее базе ребята получают знания и навыки, подтверждая теорию практикой.

Большинство предметов в школе преподается интегрированно: математика с элементами экономических знаний, химия и биология с элементами аграрных наук и занятием опытничеством, история и обществоведение совместно с основами права, в том числе в области предпринимательства. В учебном расписании – уроки технологии, начиная с начальных классов. Учащиеся 1–8 классов проходят учебную производственную практику на пришкольном участке, где у каждого класса есть своя делянка. Затем, на средней ступени обучения, участвуют в промышленном опытничестве по договору со СНИИСХом и некоторыми другими предприятиями и организациями.

В девятом классе все желающие становятся членами УПБ и включаются в полный цикл возделывания зерновых и технических культур. Есть, кроме того, еще и цех предоставления услуг населению – пахотное звено юношей обрабатывает селянам огороды, ателье «Золушка» шьет на заказ одежду. Работой руководят тринадцать мастеров производственного обучения. Под их руководством старшеклассники получают и начальную профподготовку механизатора, водителя, овощевода, швеи, по другим специальностям. Кроме того, за счет часов дополнительного образования мастера и учителя ведут технические кружки. Школа имеет лицензию на обучение по профессии «тракторист-машинист». УПБ находится на полной самоокупаемости.

Организация деятельности УПБ в Краснодарском крае

Образовательные организации (учреждения дополнительного образования, школы) работают самостоятельно с Центром занятости населения по набору детей в УПБ. Центр занятости населения по программе «Программа по трудоустройству несовершеннолетних» набирает школьников и распределяет их по образовательным организациям. Школьников образовательные организации официально трудоустраивают (заработная плата частично выплачивается за счет средств центра занятости населения, а частично – за счет средств органов управления образованием). Заключается трехсторонний договор. УПБ выполняет определенный вид работ. В детском эколого-биологическом центре помимо УПБ имеются профильные школы на базе сельских общеобразовательных организаций: лесоводов, пчеловодов и виноградарей.

Организация деятельности УПБ в Орловской области

Орловская станция юных натуралистов является куратором трудового образования в области. Работает в тесном взаимодействии с департаментом образовании и аграрным университетом. Во многих школах УПБ реорганизованы в производственные звенья (овощеводов, картофелеводов и др.), которые работают, как и бригады на основании положения. Звенья и бригады занимаются выращиваем сельскохозяйственной продукции, в т.ч. и животноводческой, исследовательской и опытнической работой. На уровне области проводится ежегодный смотр УОУ, трудовых и природоохранных объединений; слет УПБ и 2 семинара (осенью – подведение итогов деятельности трудовых объединений, весенний – как организовать работу в трудовом объединении). Бригадами в школах руководят директор или мастер производственного обучения. Целевое финансирование отсутствует.

Организация деятельности УПБ в Новосибирской области

Курирует работу Центр развития творчества детей и юношества, который взаимодействует с Министерством сельского хозяйства и аграрным университетом. Ежегодно проводится заочный смотр УПБ и слет УПБ. Слет проводится в одном из муниципальных образований. Сотрудники министерства сельского хозяйства помогают решать вопросы с местным муниципалитетом, а преподаватели аграрного университета работают в качестве жюри. Руководит бригадой на местах в основном мастер производственного обучения школы.

Организация деятельности УПБ в Алтайском крае

В крае с учетом накопленного опыта деятельности ученических производственных бригад сформировались две модели структурных формирований:

первая – бригада имеет в бессрочном (постоянном) пользовании землю, собственную технику, осуществляет производственную деятельность круглогодично с полным циклом агротехнических работ от производства до реализации (Новороссийская СОШ Рубцовского района, Дружбинская СОШ Алейского района, Вылковская СОШ Тюменцевского района).

вторая – бригада имеет в бессрочном пользовании землю, арендует основную технику в агропромышленном комплексе района, осуществляет учебную и производственную деятельность согласно трудовому договору с базовым хозяйством (Беловская СОШ Ребрихинского района, Корболихинская СОШ Третьяковского района).

Организацию деятельности УПБ можно рассмотреть на примере Новороссийской школы Рубцовского района.

В штатное расписание введены дополнительные должности: бухгалтера, водителя, заместителя директора по учебно-производственной деятельности, мастера производственного обучения. Дополнительно введены предметы: «Растениеводство и земледелие», «Народная агрокультура», «Животноводство», «Основы экономики и сельско-хозяйственный маркетинг», курсы «Машиноведение», «Сельхозмашины», «Трактор», «Швейное дело».

Земля находится в собственности школы. В настоящее время производственная бригада работает в течение всего календарного года, создается из числа учащихся 7-11 классов. Работа организуется по звеньям. Основные виды деятельности УПБ «Росток» – возделывание зерновых и технических культур, выращивание овощей, уход за плодово-ягодным садом. УПБ «Росток» находится на полном хозрасчёте. Одно из решающих условий успешной деятельности ученической производственной бригады – хорошая материальная база. Школа имеет всю необходимую технику, что позволяет бригаде возделывать зерновые и подсолнечник на площади 252 га.

В школе создано свое научное объединение учащихся «Росток». Успешная работа НОУ стала возможна благодаря тесным связям с учебными, научно-исследовательскими центрами Барнаула, Томска. Значительную помощь оказывают в организации НОУ и УПБ «Росток» в Краевом детском экологическом центре.

Школа – неоднократный победитель краевого соревнования агропромышленного комплекса.

Деятельность АКДЭЦ

Алтайский краевой детский экологический центр является ресурсным центром по экологическому и трудовому воспитанию детей в крае, учреждение в тесном контакте работает с сельскими школами. Задачами АКДЭЦ являются: постоянное обновление программно-методического обеспечения системы трудового образования детей, консультирование по проведению исследовательской и опытнической работы с детьми, подготовка к всероссийским конкурсам, обобщение лучшего опыта работы и распространение его в образовательные организации края, активизация деятельности образовательных организаций по трудовому образованию и воспитанию.

Центр тесно сотрудничает с Алтайским государственным аграрным университетом: педагоги университета привлекаются для работы в жюри конкурсов сельскохозяйственного направления, готовят детей на Всероссийский слет ученических производственных бригад. С 2014 года работает заочная школа по программам: цветоводство, полеводство, овощеводство, садоводство, бригадиры с основами экономики. В 2015 году апробируются новые программы: животноводство, оператор машинного доения.

АКДЭЦ также сотрудничает с Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края в рамках проведения краевого трудового соревнования в агропромышленном комплексе Алтайского края. Лучшие бригады и их руководители ежегодно поощряются денежными премиями.

Активизируют работу ученических производственных бригад ежегодно проводимые АКДЭЦ краевые смотры, слеты, научно-исследовательские конференции. На осенних каникулах лучшие члены бригад участвуют в краевом слете «Молодые хозяева Земли».

Центр аккумулирует информацию по трудовому образованию и воспитанию детей в образовательных организациях края и обобщает ее. Так, по итогам летней трудовой четверти в течение 2015 года в 49 муниципальных образованиях края работало 582 трудовых объединения школьников сельскохозяйственного направления, в них было задействовано14901 учащихся. Они обрабатывали 991,2 га пахотной земли. Зерновые культуры выращивались в 9 муниципальных образованиях края на площади 636,5 га. Картофель и овощи возделывали в 47 муниципальных образованиях края – на площади 360,4414га.

Выполнено за счет средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №_68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива»

8 (3852) 24-36-02

г. Барнаул, пр. Комсомольский, 80а, офис 219, 215, 214